В первом чтении я попытался представить очерк быта населения древней Руси, сообщил рассказ Нестора об основании русского государства с приложением характеристики его основателей по греческим и мусульманским источникам. Теперь задача заключается в том, чтобы свидетельствами из других источников подтвердить показание Нестора о скандинавском происхождении Руси. Открыто признаюсь, что большая часть тех поводов, которые я имею сообщить, отнюдь не представляется новостью; но ввиду возражений, выставляемых против означенного мнения, даже частое повторение одних и тех же доводов не может считаться излишним; относительно же некоторых частностей нашего предмета я надеюсь установить и новые, более правильные воззрения.
Я уже упомянул, что греческая форма имени Руси гласит ‘Ркк; (или ‘Poooioi) и что с конца IX в. имя Рос часто встречается в византийской письменности. Без сомнения, Греки были хорошо знакомы с этим народом и наверное умели отличать его от других соседних народов, в частности от Славян. Но, если мы пожелаем узнать подлинную национальность народа Рос, то в этом случае византийская литература, взятая сама по себе, не дает нам ясного и определенного ответа. Иногда в качестве обозначения Руси мы находим наименование Скифов (ЕкоЭш) или Тавроскифов (TaupookuSai); но это имя не народное, а книжное, без всякого отношения к действительной национальности, основывающееся лишь на том соображении, что данный народ живет в стране древних Скифов, к северу от Черного моря. Один или два византийских писателя дают нам несколько более определенное указание, когда они при упоминании описанного выше похода 941 г. обозначают Рос как народ франкского, т. е. германского, племени; ибо имя Франков нередко употребляется у византийцев в этом общем значении1.