Для нас интересно то обстоятельство, что, кроме рассказа русской летописи об этом походе, сохранились два подлинных современных событию документа, дающие нам возможность ближе ознакомиться с отношениями того времени. Несколько лет тому назад в России были найдены две проповеди патриарха Фотия, сказанные по случаю нападения Руси (ei; tov ecpoSov trov Pro;); также дошло до нас окружное послание того же автора к подвластным епископам, написанное в конце 866 г., в значительной степени по поводу того же события. В этом послании Фотий называет народ Pro;, о котором (продолжаем его собственными словами) «многие часто рассказывали, народ, превосходящий все остальные дикостью и кровожадностью. По покорении окрестных народов они теперь, побуждаемые своею гордостью, подняли руки даже на Римскую Империю»25. К этому Фотий прибавляет: «Эти самые люди в настоящее время оставили свои языческие и безбожные обычаи, обратились к христианству и приняли епископат. Но трудно сказать, насколько это обращение было значительно (в количественном отношении) и про-должительно». Следующий поход Руссов, предпринятый Олегом в 907 г. во главе флота, состоявшего из 2000 ладей, увенчался лучшим успехом. И на этот раз берега моря и предместья Константинополя подверглись жестокому опустошению, но, так как Греки заперли со стороны моря доступ к городу, Русь не могла проникнуть туда, пока Олег, по рассказу Нестора — единственный источник наших сведений об этом походе, — не распорядился вытащить свои суда на землю и поставить их на колеса. Ветер надул паруса, и таким образом ладьи покатились по суше к городу. Это странное зрелище ужаснуло Греков: они послали к Олегу просить о мире, предлагая ему взять с них дани, сколько он захочет. Дело кончилось тем, что они должны были выплатить крупную контрибуцию и заключить весьма выгодный для Руси мир.