Письмо Людовика II к греческому императору Василию (871 г.), в котором пишущий опровергает протест последнего против того, что франкские короли присваивают себе императорский титул, и со своей стороны возражает против притязаний греческих императоров на исключительное обладание титулом paculeoj («paai1e6j vocabulum»); здесь Людовик упрекает их в том, что они не хотят давать этот титул иноплеменным царям Авар, Хазар и Норманнов («praelatum Avarum, Gazanorum aut Normannorum», причем последнее имя, очевидно, соответствует греческому xcov ‘Pcoj). Monumenta Germ. Hist. III, с. 523. Ср. приведенное выше упоминание о Хакан-Русь у Ибн-Даста, вероятно, также пришедшее через греческие руки. Лишь гораздо позднее, по совершенном уничтожении Хазарского царства, мы находим единичные случаи применения титула кагана к русским великим князьям в памятниках славянской письменности, именно к Владимиру (f 1015) и Ярославу (f 1054).
Замечательно в этом рассказе одно, а именно что князь народа Рос будто бы назывался Chacanus. Много спорили о том, есть ли это слово имя собственное или титул. Я, однако, не сомневаюсь, что по крайней мере в греческом подлиннике письма это слово гласило chagan или chacan — титул, неоднократно упоминавшийся мною в первом чтении. Если мы спросим, каким образом византийский двор мог прийти к мысли дать русскому князю этот чуждый титул, то в этом случай для догадок представляется обширное поприще. По моему мнению, вероятнейшее объяснение заключается в том, что в глазах Греков Руссы перемешивались в одну массу с Хазарами, Аварами и другими варварскими народностями Севера6, почему в применении к князю Руси и мог употребляться титул, принадлежавший, собственно, царю Хазар7. Это было бы тем менее удивительно, что прибывшие в Константинополь Шведы могли пробраться к Черному морю не иначе как через владения Хазар и даже, может быть, явились в император